• Приглашаем посетить наш сайт
    Маркетплейс (market.find-info.ru)
  • Пушкин А. С. - Бестужеву А. А., конец мая - начало июня 1825 г.

    ПУШКИН - А. А. БЕСТУЖЕВУ

    Конец мая -- начало июня 1825 г. Михайловское

    Отвечаю на первый параграф твоего "Взгляда"1. У римлян век посредственности предшествовал веку гениев -- грех отнять это титло у таковых людей, каковы Вергилий, Гораций, Тибулл, Овидий и Лукреций, хотя они {Виноват! Гораций не подражатель. (Примеч. Пушкина.)} - кроме двух последних, шли столбовою дорогою подражания. Критики греческой мы не имеем. В Италии Dante и Petrarca предшествовали Тассу и Ариосту, сии предшествовали Alfieri и Foscolo. У англичан Мильтон и Шекспир писали прежде Аддисона и Попа, после которых явились Southey, Walter Scott, Moor и Byron - из этого мудрено вывести какое-нибудь заключение или правило. Слова твои вполне можно применить к одной французской литературе.

    У нас есть критика, а нет литературы. Где же ты это нашел? именно критики у нас и недостает. Отселе репутации Ломоносова {Уважаю в нем великого человека, но, конечно, не великого поэта. Он понял истинный источник русского языка и красоты оного: вот его главная услуга. (Примеч. Пушкина.)} и Хераскова, и если последний упал в общем мнении, то, верно, уж не от критики Мерзлякова 2. Кумир Державина 1/4 золотой, 3/4 свинцовый, доныне еще не оценен. Ода к Фелице стоит наряду с "Вельможей", ода "Бог" с одой "На смерть Мещерского", ода к Зубову недавно открыта. Княжнин безмятежно пользуется своею славою, Богданович причислен к лику великих поэтов, Дмитриев также. Мы не имеем ни единого комментария, ни единой критической книги. Мы не знаем, что такое Крылов, Крылов, который в басне столь же выше Лафонтена, как Державин выше Ж. Б. Руссо. Что же ты называешь критикою? "Вестник Европы" и "Благонамеренный"? библиографические известия Греча и Булгарина? свои статьи? но признайся, что это все не может установить какого-нибудь мнения в публике, не может почесться уложением вкуса. Каченовский туп и скучен, Греч и ты остры и забавны - вот все, что можно сказать об вас - но где же критика? Нет, фразу твою скажем наоборот: литература кой-какая у нас есть, а критики нет. Впрочем, ты сам немного ниже с этим соглашаешься3.

    У одного только народа критика предшествовала литературе - у германцев4.

    Отчего у нас нет гениев и мало талантов? Во-первых, у нас Державин и Крылов, во-вторых, где же бывает талантов.

    Ободрения у нас нет -- и слава богу! отчего же нет? Державин, Дмитриев были в ободрение сделаны министрами. Век Екатерины - век ободрений; от этого он еще не ниже другого. Карамзин, кажется, ободрен; Жуковский не может жаловаться, Крылов также. Гнедич в тишине кабинета совершает свой подвиг; посмотрим, когда появится его Гомер. Из неободренных вижу только себя да Баратынского - и не говорю: слава богу! Ободрение может оперить только обыкновенные дарования. Не говорю об Августовом веке. Но Тасс и Ариост оставили в своих поэмах следы княжеского покровительства. Шекспир лучшие свои комедии написал по заказу Елисаветы. Мольер был камердинером Людовика;6 бессмертный "Тартюф", плод самого сильного напряжения комического гения, обязан бытием своим заступничеству монарха;6 Вольтер лучшую свою поэму писал под покровительством Фридерика... Державину покровительствовали три царя7 - ты не то сказал, что хотел; я буду за тебя говорить.

    Так! мы можем праведно гордиться: наша словесность, уступая другим в роскоши талантов, тем пред ними отличается, что не носит на себе печати рабского унижения. Наши таланты благородны, независимы. С Державиным умолкнул голос лести - а как он льстил?

    О вспомни, как в том восхищенье,
    Пророча, я тебя хвалил:
    Смотри, я рек, триумф минуту,
    8.

    Прочти послание к Александру (Жуковского 1815 году). Вот как русский поэт говорит русскому царю9. Пересмотри наши журналы, всё текущее в литературе.... Об нашей-то лире можно сказать, что Мирабо сказал о Сиесе. Son silence est une calamitИ publique {Его молчание - общественное бедствие (фр.).}. Иностранцы нам изумляются - они отдают нам полную справедливость - не понимая, как это сделалось. Причина ясна. У нас писатели взяты из высшего класса общества - аристократическая гордость сливается у них с авторским самолюбием. Мы не хотим быть покровительствуемы равными. Вот чего подлец Воронцов не понимает. Он воображает, что русский поэт явится в его передней с посвящением или с одою - а тот является с требованием на уважение, как шестисотлетний дворянин,-- дьявольская разница!

    "Онегине" ты не высказал всего, что имел на сердце;10 чувствую почему и благодарю - но зачем же ясно не обнаружить своего мнения? - покамест мы будем руководствоваться личными нашими отношениями, критики у нас не будет - а ты достоин ее создать.

    Твой "Турнир"11 напоминает "Турниры" W. Scott'а. Брось этих немцев и обратись к нам, православным; да полно тебе писать быстрые болтовни; высказывай все начисто. Твой Владимир 12 говорит языком немецкой драмы, смотрит на солнце в полночь etc. Но описание стана Литовского, разговор плотника с часовым прелесть; конец также. Впрочем, везде твоя необыкновенная живость.

    Рылеев покажет, конечно, тебе мои замечания на его "Войнаровского"13

    Еще слово: ты умел в 1822 году жаловаться на туманы нашей словесности14 - а нынешний год и спасибо не сказал старику Шишкову. Кому же как не ему обязаны мы нашим оживлением?15

    Примечания

    С, 1854, No 1,отд. III, с. 17, и No 9, отд. III, с. 5--6 (отрывки); С. 160--162 (отрывки); ПЗ на 1861 год, с. 86--89; Акад., XIII, No 175.

    1 "Взгляд на русскую словесность в течение 1824 и начале 1825 годов" Бестужев писал: "Словесность всех народов, совершая свое круготечение, следовала общим законам природы. Всегда первый ее век был возрастом сильных чувств и гениальных творений. Простор около умов высоких порождает гениев: они рвутся расшириться душою и наполнить пустоту. По времени круг сей стесняется; столбовая дорога и полуизмятые венки не прельщают их. Жажда нового ищет нечерпанных источников, и гении смело кидаются в обход мимо толпы в поиске новой земли мира нравственного и вещественного <...> За сим веком творения и полноты следует век посредственности, удивления и отчета".

    2 В пространном разборе, посвященном поэме Хераскова "Россиада" ("Амфион", 1815), Мерзляков признавал эту поэму образцовой, хотя и порицал в ней однообразие характеров.

    3 Пушкин имеет в виду следующие рассуждения Бестужева: "... наша критика недалеко ушла в основательности и приличии. Она ударилась в сатиру, в частности, и более в забаву, чем в пользу. Словом, я думаю, наша полемика полезнее для журналистов, нежели для журналов, потому что критик, антикритик и перекритик мы видим много, а дельных критиков мало..."

    4 Пушкин имеет в виду в первую очередь братьев Шлегелей, создателей эстетической теории немецкого романтизма.

    5 Мольер, создатель классической французской комедии, драматург, актер и режиссер придворного театра, никогда не был камердинером Людовика XIV.

    6 "Тартюф" появился на сцене благодаря покровительству Людовика XIV.

    7 Три царя-- Екатерина II, Павел I и Александр I.

    8 Цитата из оды Державина "На возвращение графа Зубова из Персии" (1797).

    9 Послание Жуковского "Императору Александру" написано в ноябре 1814 г.

    10 "Онегине" значительно мягче, чем в письмах к Пушкину.

    11 В ПЗ на 1825 г. была напечатана повесть Бестужева "Ревельский турнир".

    12 Герой исторической повести Бестужева "Изменник", также напечатанной в ПЗ на 1825 г.

    13 См. письмо Пушкина к Рылееву от второй половины мая 1825 г.

    14 "Взгляд на старую и новую словесность в России", напечатанную в ПЗ на 1823 г.

    15 А. С. Шишков в 1824 г. был назначен министром народного просвещения. Во "Втором послании к цензору" (1824) Пушкин приветствовал его назначение.

    Раздел сайта: