Поиск по творчеству и критике
Cлово "1825"
Входимость: 20. Размер: 30кб.
Входимость: 19. Размер: 33кб.
Входимость: 13. Размер: 3кб.
Входимость: 10. Размер: 8кб.
Входимость: 10. Размер: 90кб.
Входимость: 9. Размер: 28кб.
Входимость: 9. Размер: 29кб.
Входимость: 8. Размер: 12кб.
Входимость: 8. Размер: 22кб.
Входимость: 8. Размер: 29кб.
Входимость: 8. Размер: 17кб.
Входимость: 8. Размер: 6кб.
Входимость: 7. Размер: 6кб.
Входимость: 7. Размер: 14кб.
Входимость: 7. Размер: 28кб.
Входимость: 7. Размер: 71кб.
Входимость: 6. Размер: 7кб.
Входимость: 6. Размер: 10кб.
Входимость: 6. Размер: 9кб.
Входимость: 6. Размер: 10кб.
Входимость: 5. Размер: 39кб.
Входимость: 5. Размер: 6кб.
Входимость: 5. Размер: 19кб.
Входимость: 5. Размер: 13кб.
Входимость: 5. Размер: 35кб.
Входимость: 5. Размер: 28кб.
Входимость: 5. Размер: 25кб.
Входимость: 4. Размер: 9кб.
Входимость: 4. Размер: 15кб.
Входимость: 4. Размер: 50кб.
Входимость: 4. Размер: 20кб.
Входимость: 4. Размер: 5кб.
Входимость: 4. Размер: 65кб.
Входимость: 4. Размер: 3кб.
Входимость: 3. Размер: 21кб.
Входимость: 3. Размер: 6кб.
Входимость: 3. Размер: 6кб.
Входимость: 3. Размер: 13кб.
Входимость: 3. Размер: 12кб.
Входимость: 3. Размер: 6кб.
Входимость: 3. Размер: 27кб.
Входимость: 3. Размер: 92кб.
Входимость: 3. Размер: 41кб.
Входимость: 2. Размер: 109кб.
Входимость: 2. Размер: 23кб.
Входимость: 2. Размер: 4кб.
Входимость: 2. Размер: 6кб.
Входимость: 2. Размер: 12кб.
Входимость: 2. Размер: 10кб.
Входимость: 2. Размер: 11кб.
Примерный текст на первых найденных страницах
Входимость: 20. Размер: 30кб.
Часть текста: и отчета. Песенники последовали за лириками, комедия вставала за трагедиею; но история, критика и сатира были всегда младшими ветвями словесности. Так было везде, кроме России; ибо у нас век разбора предъидет веку творения; у нас есть критика и нет литературы; мы пресытились, не вкушая, мы в ребячестве стали брюзгливыми стариками! Постараемся разгадать причины столь странного явления. Первая заключается в том, что мы воспитаны иноземцами. Мы всосали с молоком безнародность и удивление только к чужому. Измеряя свои произведения исполинскою мерою чужих гениев, нам свысока видится своя малость еще меньшею, и это чувство, не согретое народною гордостию, вместо того чтобы возбудить рвение сотворить то, чего у нас нет, старается унизить даже и то, что есть. К довершению несчастья, мы выросли на одной французской литературе, вовсе не сходной с нравом русского народа, ни с духом русского языка. Застав ее, после блестящих произведений, в поре полемических сплетней и приняв за образец бездушных умников века Людовика XV, мы и сами принялись толковать обо всем вкривь и вкось. Говорят: чтобы все выразить, надобно все чувствовать; но разве не надобно всего чувствовать, чтобы все понимать? А мы слишком бесстрастны, слишком ленивы и не довольно просвещенны, чтобы и в чужих авторах видеть все высокое, оценить все великое. Мы выбираем себе авторов по плечу,...
Входимость: 19. Размер: 33кб.
Часть текста: и слава электризовали каждого. Каждый листок, где было что-нибудь отечественное, перелетал из рук в руки с восхищением. Похвальные песни, плохи или хороши они были, раздавались по улицам, и им рукоплескали в гостиных - одним словом, все тогда казалось прекрасным, потому что все было истинным. Но политическая буря утихла; укротился и энтузиазм. Внимание наше, утомленное блеском побед и подвигов, перевысивших все затейливые сказки Востока, и воображение, избалованное чудесным, напряженное великим, - постепенно погрузились опять в бездейственный покой. Огнистая лава вырвалась, разлилась, подвигнула океан - и застыла. Пепел лежит на ее челе, но в этом пепле таится растительная жизнь и когда-нибудь разовьются на ней драгоценные виноградники. Вот картина любви наших соотечественников к словесности после войны; по теперешнему ее состоянию были еще и другие причины. Отдохновение после сильных ощущений обратилось в ленивую привычку; непостоянная публика приняла вкус ко всему отечественному, как чувство, и бросила его, как моду. Войска возвратились с лаврами на челе, но с французскими фразами на устах, и затаившаяся страсть к галлицизмам захватила вдруг все состояния сильней чем когда-либо. Следствием этого было совершенное охлаждение лучшей части общества к родному языку и поэтам, начинавшим возникать в это время, и, наконец, совершзн-пое оцепенение словесности в прошедшем году. Так гаснет лампада без течения воздуха, так заглушается дарованье без ободрений! О прочих причинах, замедливших ход словесности, мы скажем в свое время. Приступаю к делу. Ни один еще год не был беднее оригинальными произведениями прошедшего 1823. За исключением книг, до точных наук относящихся, вся наша словесность заключалась в журнальных, притом весьма немногих статьях. Лишь печатные промышленники тискали вторым и третьим изданием сонники и...
Входимость: 13. Размер: 3кб.
Часть текста: Голубов С. Н.: Бестужев-Марлинский Предисловие Октябрь 1797 — август 1806 Август 1806 — март 1810 Март 1810 — апрель 1816 Апрель 1816 — ноябрь 1817 Ноябрь 1817 — декабрь 1818 Январь 1819 — декабрь 1819 Январь 1820 — декабрь 1820 Январь 1821 — май 1821 Май 1821 — декабрь 1821 Январь 1822 — декабрь 1822 Январь 1823 — декабрь 1823 Январь 1824 — апрель 1824 Апрель 1824 — октябрь 1824 Ноябрь 1824 — декабрь 1824 Январь 1825 — март 1825 Март 1825 — май 1825 Май 1825 — август 1825 Сентябрь 1825 — 26 ноября 1825 27 ноября 1825 — 11 декабря 1825 12 и 13 декабря 1825 года 14 декабря 1825 года 15 декабря 1825 — 5 августа 1826 Август 1826 — октябрь 1827 Октябрь 1827 — июнь 1829 Июнь 1829 — декабрь 1829 Январь 1830 — февраль 1833 Февраль 1833 — апрель 1834 Апрель 1834 — май 1836 Май 1836 — 7 июня 1837 Эпилог Библиография
Входимость: 10. Размер: 8кб.
Часть текста: не пишу. Жду сперва "Войнаровского" 2 . Скажи ему, что в отношении мнения Байрона он прав 3 . Я хотел было покривить душой, да не удалось. И Bowles и Byron в своем споре заврались; у меня есть на то очень дельное опровержение. Хочешь перешлю? переписывать скучно 4 . Откуда ты взял, что я льщу Рылееву? мнение свое о его думах я сказал вслух и ясно, о поэмах его также 5 . Очень знаю, что я его учитель в стихотворном языке - но он идет своею дорогою. Он в душе поэт. Я опасаюсь его не на шутку и жалею очень, что его не застрелил, когда имел тому случай - да черт его знал 6 . Жду с нетерпением "Войнаровского" и перешлю ему все свои замечания. Ради Христа! чтоб он писал - да более, более! Твое письмо 7 очень умно, но все-таки ты не прав, все-таки ты смотришь на "Онегина" не с той точки, все-таки он лучшее произведение мое. Ты сравниваешь первую главу с "Дон Жуаном". - Никло более меня не уважает "Дон Жуана" (первые 5 пес., других не читал) 8 , но в нем ничего нет общего с "Онегиным" 9 . Ты говоришь о сатире англичанина Байрона и сравниваешь ее с моею, и требуешь от меня таковой же! Нет, моя душа, многого хочешь. Где у меня сатира? о ней и помину нет в "Евгении Онегине". У меня бы затрещала набережная, если б коснулся я сатире. Самое слово сатирический не должно бы находиться в предисловии. Дождись других песен... Ах! Если б заманить тебя в Михайловское!.... 10 ты увидишь, что если уж и сравнивать "Онегина" с "Дон Жуаном", то разве в одном отношении: кто милее и прелестнее (gracieuse), Татьяна или Юлия? 11 1-ая песнь просто быстрое введение, и я им...
Входимость: 10. Размер: 90кб.
Часть текста: эпохи дворянских революционеров в России. Наследие Марлинского представляет значительный интерес и для советского читателя. Выдающийся деятель декабристского движения, единомышленник Рылеева, друг Пушкина, А. Бестужев был первым критиком эпохи декабризма, видным поэтом и замечательным прозаиком. Марлинского неизменно ценила революционно-демократическая критика, начиная с Белинского и Герцена. При всей строгости и взыскательности оценок этой критики мы ясно ощущаем в ней общее положительное отношение к творчеству Марлинского как определенному и значительному явлению русской культуры. Герцен, ставя Марлинского рядом с Рылеевым, отмечал "господство" над всем молодым поколением издателей "Полярной звезды" - этих "самых любимых литераторов". Борьба против подражательства чужеземным образцам, за оригинальную национальную литературу, за новую романтическую поэтику, за живость, остроумие и занимательность повествования - таковы исходные позиции эстетики Марлинского, писателя неровного, но, по определению Белинского, владеющего "неотъемлемым и заметным талантом, талантом рассказа, живого, остроумного, занимательного" 1 . Чернышевский считал Марлинского писателем "даровитым" и видел в нем одного из "лучших тогдашних журналистов" 2 . Литературное наследие Бестужева-Марлинского изучено недостаточно. Даже лучшие представители старого буржуазно-либерального литературоведения, в общем положительно относившиеся к творчеству Бестужева (например, Н. Котляревский), в конечном итоге принижали и искажали его. Находя в произведениях Бестужева лишь некоторый "отпечаток его либерального образа мыслей" 3 , Котляревский не считал Марлинского революционным писателем. Другие представители буржуазной историографии (например, В. Богучарский и С. Венгеров)...
Входимость: 9. Размер: 28кб.
Часть текста: вступило в спор с требованиями точных наук, и он оставил это учебное заведение. Увлекаясь романтикой моря, Бестужев готовился к экзамену на гардемарина. Но и здесь препятствием на его пути к водным просторам стали «рифы дифференциальных и интегральных формул». По предложению старого друга отца Александр был зачислен в 1816 г. юнкером лейб-драгунского полка, а через год произведен в офицеры. Так началась его блестящая жизнь, сопряженная с то и дело вспыхивающими дуэлями. Но ничто не могло заглушить в Бестужеве литературных склонностей, пытливого ума, жадных стремлений к все новым познаниям, пробужденным ранним знакомством с великолепной библиотекой своего отца. С 1818 г. его произведения появляются в печати. Он избирается членом «Вольного общества любителей словесности, наук и художеств». Все это весьма содействует расширению уже давно начавшихся его связей с писательскими кругами. Состоявшееся в 1822 г. знакомство Бестужева с Рылеевым переходит в близкую дружбу, и в 1823-1825 гг. они совместно издают альманах «Полярная звезда», ставший действенным органом пропаганды передовых идей. Все глубже проникаясь социально-политическими интересами, все активнее проявляя свою оппозиционность к самодержавному режиму, Бестужев, естественно, приходит к декабризму: он вступает в Северное общество и в 1825 г. избирается членом его Верховной думы. Как и многие члены этого общества, Бестужев сначала – сторонник конституционной монархии, а потом, подобно Рылееву, занимает более радикальные позиции, высказываясь за республику. Он становится одним из энергичнейших организаторов восстания 14 декабря 1825 г. Именно им, тогда штабс-капитаном, велась агитация в Московском полку, который,...
Входимость: 9. Размер: 29кб.
Часть текста: пловец, Которая разбить его грозила. Гёте. «Полярная звезда» вышла 21 марта. Издатели находили, что опоздание с выходом в свет оказалось очень полезным для альманаха и что «Полярная звезда» 1825 года выгодно отличалась от своих предшественниц. Опять альманах сверкал именами крупнейших писателей: Жуковского, Баратынского, Вяземского и прежде всего Пушкина. Рылеев напечатал три отрывка из новой поэмы «Наливайко», над которой упорно работал с середины прошлого года, и стансы, посвященные «единственному другу». Бестужеву принадлежали повести «Ревельский турнир» и «Изменник» и критический обзор «Взгляд на русскую словесность в течение 1824 и начала 1825 годов», которым открывался альманах. В первой из своих повестей Александр Александрович показал себя блестящим знатоком быта и нравов немецких окраин России в их далеком прошлом. Жизнь, движение, краски — все это подлинное, реальное, таким оно должно было быть с точки зрения истории, археологии и этнографии, и если все-таки было не совсем таким, то потому только, что автор обязательно хотел вывести из рассказанных в повести событий несколько нравоучений для своих читателей. Выведенная им мораль не была нова, но гражданская соль ее казалась острой и, несомненно, делала свое дело. Слабее вторая повесть, построенная на сгущенно-патриотической фабуле и страдающая, при общей реальности психологических положений, рядом грубых исторических анахронизмов, — обычная жертва, которую приносил автор романтическому вкусу читателей и своему собственному. На этот раз Бестужев выступил во «Взгляде» продуманно и основательно. Он опять был недоволен положением дел в русской литературе. Положение это представлялось ему в таком жалком виде, что он утверждал даже, будто литературы в точном смысле слова Россия еще не имеет. Но критика есть....
Входимость: 8. Размер: 12кб.
Часть текста: и М. А., 21 декабря 1833 г. Бестужев-Марлинский А. А. - Бестужевым Н. А. и М. А., 1 декабря 1835 г. Бестужев-Марлинский А. А. - Бестужеву П. А., 15 ноября 1836 г. Бестужев-Марлинский А. А. - Бестужеву П. А., 23 февраля 1837 г. Бестужев-Марлинский А. А. - Булгарину Ф. В., 10 июля 1830 г. Бестужев-Марлинский А. А. - Бестужевым Н. А. и М. А., 20 августа 1830 г. Бестужев-Марлинский А. А. - Бестужевым П. М., Е. Л., О. А. и М. А., 12 сентября 1830 г. Бестужев-Марлинский А. А. - Бестужевым П. М., Е. А., О. Л. и М. А., 24 декабря 1830 г. Бестужев-Марлинский А. А. - Бестужевым Н. А. и М. А., 27 декабря 1830 г. Бестужев-Марлинский А. А. - Бестужевой П. М., июнь 1831 г. Бестужев-Марлинский А. А. - Бестужевой П. М.,9 февраля 1832 г. Бестужев-Марлинский А. А. - Бестужевым Н. А. и М. А., 15 января 1833 г. Бестужев-Марлинский А. А. - Гречу Я. И., 9 марта 1833 г. Бестужев-Марлинский А. А. - Костенецкому Я. И., 2 апреля 1834 г. Бестужев-Марлинский А. А. - Жукову И. П., 6 июня 1834 г. Бестужев-Марлинский А....
Входимость: 8. Размер: 22кб.
Часть текста: сравнить изредка появлявшиеся в них русские повести с произведениями Бестужева. Белинский, вовсе не склонный преувеличивать литературные заслуги Бестужева, назвал его «первым нашим повествователем <…> творцом, или, лучше сказать, зачинщиком русской повести». Это он говорил в 1835 г., стремясь осмыслить становление и развитие жанра повести в русской литературе XIX в. Впоследствии, в своих критических работах 1840-х гг., он многократно возвращался к характеристике Бестужева. Говоря о слабости последнего, проявившейся, по мнению критика, во «множестве натяжек», излишней риторичности, отсутствии «истины жизни» и т. д., Белинский постоянно подчеркивал историко-литературное значение повестей Бестужева, которые «…доставили много пользы русской литературе, были для нее большим шагом вперед». В чем именно состояла заслуга Бестужева? Белинский — теоретик гоголевской школы, занятый прежде всего ниспровержением «риторического направления», по-своему пытался ответить на этот вопрос. «В повестях г. Марлинского, — писал он, — была новейшая европейская манера и...
Входимость: 8. Размер: 29кб.
Часть текста: и в искусстве. Это повлекло за собою уже приблизительно с 1824 г. заметно усилившийся интерес к философии искусства, в частности к гносеологической стороне художественного творчества. 8 это время на страницах журналов «Соревнователь просвещения и благотворения», «Сын отечества» появляются такие статьи Бестужева, как «Определение поэзии» (1824), «О духе поэзии XIX века» (1825), остро осуждается эмпирическая критика во «Взгляде на русскую словесность в течение 1824 и начале 1825 годов» (1825). Осуждение эмпиризма и стремление к философскому осмыслению искусства — явление неслучайное, оно диктовалось потребностями самой русской действительности, необходимостью для передовых русских людей 1820-1830-х гг. осмыслить общие законы общественного и культурного развития в поворотный период русской жизни. Об этом говорил, например, один из талантливых русских критиков 1820-х гг. Д. В. Веневитинов, близко стоявший к декабристам: «…науки и искусства еще не близки к своему падению, когда умы находятся в сильном брожении, стремятся к цели определенной и действуют по врожденному побуждению к действию». Усиление интереса к философии искусства у Бестужева особенно наглядно проявилось в незавершенной статье «О романтизме», которая относится уже к якутскому периоду. В письме из Якутска к матери и сестре Е. А. Бестужевой от 9 марта 1829 г. Бестужев рассказывал: «Я недавно ...